Статьи

Теплоснабжение нашего дома. О непонятном

К комментарию П.Кантора к статье "Теплоснабжение нашего дома. Комментарий неспециалиста"


Я благодарен П.А. Кантору, что он не оставил без внимания мой комментарий неспециалиста. Но после его разъяснений мне не стало легче. Наоборот, я понял, что мой простой и ясный мир рушится. Пишу эти заметки, чтобы упорядочить свои мысли, а может и о чём-то рассказать случайно прочитавшему. Если в чём ошибаюсь – поправьте.


Долго пытался понять, что тут сказано: «И если в прежние годы недостаток температуры по обратной воде компенсировался более высокой температурой воды в прямом трубопроводе, и при графике 64/42 по факту было 72/35, то в начале октябре этого года мы получили параметры на уровне 64/34, что стало явно некомфортным. Сейчас параметры системы отопления 69/46, что, как видно, выше графика, потому и потребление тепла больше». Странно, что такое пишет специалист по отоплению и знаток термодинамики.


Для тех, кто хочет оценить красоту приведённой выше цитаты, сделаю некоторые пояснения (как не специалист).

Формула для определения тепловой энергии, которую потребляет наш дом, достаточно проста:


Q = M (h1 – h2), 

где   

M – масса теплоносителя (сетевой воды), прошедшего через систему теплопотребления (наш дом)

h1 – удельная энтальпия теплоносителя на входе (в подающем трубопроводе)

h2 – удельная энтальпия теплоносителя на выходе (в обратном трубопроводе)


С массой всё вроде бы понятно. Наверное, слово «энтальпия» с непривычки может шокировать, но по-простому её можно понимать, как общее количество доступной энергии вещества (в нашем случае это вода в системе отопления), которое можно преобразовать в теплоту. Жильцы дома, с помощью батарей в квартирах, как раз и занимаются этим преобразованием.


Собственно, наш тепловой счетчик «Магика», который находится в подвале, именно по этой формуле считает потреблённое домом тепло Q, за которое мы платим. Только он напрямую измеряет не энтальпию, а температуру прямой и температуру обратной сетевой воды. А затем по таблицам, которые хранятся в его памяти, пересчитывает значения температуры в значения энтальпии. На наше счастье жизнь устроена так, что значения удельных энтальпий (в калориях на грамм) численно примерно равны значениям соответствующих температур (в градусах Цельсия). Поэтому для простоты анализа мы можем сразу подставлять в формулу значения температур, полученные от датчиков на входе и на выходе сетевой воды. Т.е. наша формула приобретет следующий вид: Q = M (t1 – t2). Естественно, у этого числа в скобках остается размерность энтальпии. И теперь любой неспециалист в состоянии провести качественный анализ высказанных Павлом Александровичем утверждений.


К чему мы и переходим. Итак, в прежние годы: «при графике 64/42 по факту было 72/35». Другими словами, при планируемой по графику разнице температур в 22 градуса (64-42=22), по факту разница составляла 37 градусов (72-35=37). И если расход воды (в формуле это М) постоянен, то, умножая его на разницу температур, понимаем, что по факту мы потребляли несколько больше тепла, чем по запланированному графику. На самом деле, при такой большой разнице температур, расход воды уменьшался с помощью тогда ещё нормально работавшей системы регулирования, и количество потребленного тепла оставалось примерно на том же уровне.


Переносимся из прошлого в настоящее: «в начале октябре этого года мы получили параметры на уровне 64/34, что стало явно некомфортным». Снова переводим на язык неспециалистов: 64-34= 30 градусов. Этот перепад действительно меньше, чем мы фактически использовали в прежние годы (72-35=37), но он всё-таки выше планируемого по графику (64-42=22), а значит и тепла мы потребили больше, чем сделали бы, строго обеспечив на выходе 42 градуса. А вот то, что стало некомфортно, это как раз вопрос к тому, кто настроил или расстроил систему. Это означает, что наша система отопления, потребив примерно те же 4 гигакалории за сутки, что и в прежние годы, сумела так их рассеять по подъездам и квартирам, что стало явно некомфортно.


Сильный удар по ещё сомневающимся нанесён следующим заявлением: «Сейчас параметры системы отопления 69/46, что, как видно, выше графика, потому и потребление тепла больше. Что же тут плохого?». Есть тут плохое. Хотя сначала испытываешь радость, видя, что при перепаде температур в 23 градуса (69-46=23) потребление тепла стало больше, чем, например, при перепаде в 30 градусов (когда нам было некомфортно). Больше 6 Гкал за сутки. Чудо? Нет. Просто Кантор поставил нам на входе в систему отопления дома бонусный, т.е. никем там не предусмотренный насос, тем самым увеличив в формуле сомножитель по имени М. Но в эту бочку мёда, всё-таки что-то попало. Во-первых, в договоре теплоснабжения чётко сказано: «среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру на 3%» (п.2.3.6). Поэтому и не понятна радость автора, от того, что его 46 градусов превышают предусмотренные графиком 44 градуса. Причем превышают уже на 4%. А за такие настройки нам могут принудительно ограничить подачу сетевой воды на дом (см п.2.3.5 договора). Во-вторых, мы должны соблюдать максимальный часовой расход теплоносителя (п.2.4.1 и приложение 2 договора). Т.е. в наш дом не должно поступать больше 7,9 куб.м/час сетевой воды. В сутки это составит примерно 190 куб.м/сутки. С замечательным свежеустановленным насосом расход сетевой воды составляет примерно 260 куб.м/сутки. Разница есть. И это плохо. Я уже не вспоминаю про такие мелочи, что за электричество для постоянно работающего насоса тоже надо платить. Главное, что никакой экономии отопления, ради чего и была сделана система, теперь не будет. Притом, что и цена гигакалории выросла с этого месяца. Если жильцы дома согласны платить больше, чтобы в квартирах было жарко, значит это наш выбор. Тогда Кантор всё сделал правильно.


Напоследок, в качестве упражнения, рассмотрим такую цитату: «В другой ветке я писал, что если кому-то некомфортно тепло, то можно настроить систему регулирования, которая снизит потребление тепла в доме и установит график на уровне 69/40». Неспециалист уже привычно найдет разницу температур 69-40=29 градусов. Используя вновь полученные знания об установленном насосе, умножит эту разницу на расход сетевой воды за сутки (260 куб.м). И получит примерно 7,5 Гкал за сутки. Если при этом кому-то станет прохладнее, то куда уйдет остальное тепло (кроме открытых окон)?


В.И.Загребайлов


Статьи по теме:

21.10.16  Т.Голубина "Теплоснабжение нашего дома. Не всё так просто…"

01.11.16  В.И.Загребайлов "Теплоснабжение нашего дома. Комментарий неспециалиста"


Алексей Крючков

Хочу поблагодарить В.Загребайлова за статью с доходчивыми разъяснениями интересных вопросов! Чем больше мы будем знать, что как устроено в нашем доме, тем меньше будет ненужных споров и мы будем больше сотрудничать в поисках оптимальных решений, чем напрасно спорить в отстаивании своей точки зрения.

Комментировать
Роман

Жар костей не ломит :)))))) Будем открывать окна.

Комментировать
Роман

Нужно плясать от малого. Выяснять у кого холодно и по каким причинам, а не рубить с корня.

Комментировать
Роман

Квиток за октябрь не порадовал. Дома 27 градусов (1 подъезд 5 этаж). Жарища. Надо "вертать" как было. Перерасход средств.

Комментировать
Павел Кантор

Надо всего лишь: донастроить автоматический регулятор и отремонтировать его, чтобы не зависал. К сожалению, сегодня этим никто не занимается. Мне по рукам ударили, но взамен ничего не предложено. У Вас 27, а из подъезда №5 есть пожелание сделать потеплее. Это нормальный процесс, которым надо позаниматься 2-3 недели ежедневно по 10 минут.

Голубин

Зато в третьем подъезде теперь всё Ок, а тем, кому холодно или жарко, надо подрегулировать. Вперёд, ребята, регулировать, только если третий подъезд зарегулируете, опять Павел реконструкцию вам сделает. Он её сейчас выдумывает....

Павел Кантор

Голубин, так Вам холодно или жарко, или тошно от того, что в третьем подъезде нормально стало?